В ДЕТСКИЙ САД- БЕЗ СЛЕЗ!!!
Закончилось лето и родители снова ведут ребят в детский сад- да не тут-то было… Утреннее расставание с родителями часто вытекает в большую проблему, требующую серьезного решения. Что в первую очередь делают родители, когда малыш начинает рыдать перед их уходом? Они пытаются найти причину такого поведения. И, увы, никаких веских оснований не находят. Воспитатели всеми силами стараются угодить ребенку, а он все равно мертвой хваткой цепляется за родителей и не хочет их отпускать. Ни погода, ни природа, ни злобное окружение тут ни при чем.
Все мы судим окружающий мир со своей колокольни. Взрослые плачут, когда в жизни происходит действительно печальные или страшные события. Для детей слезы не наделены таким трагическим смыслом. Поэтому наиболее чувствительных родителей хочу предупредить сразу – не реагируйте бурно на слезы ребенка, иначе доведете себя до инфаркта! Давайте разберемся вместе что происходит в душе ребенка и постараемся общими усилиями свести к минимуму неприятные моменты расставания.
Что происходит?
Печаль и тревога, которые испытывает ребенок, – естественные и обязательные составляющие этапа взросления. Мама не сможет быть все время рядом и он рано или поздно должен это осознать.
Ревность к другим людям, делам, работе... Ребенок не хочет ни с кем делить родителей. Уважать личную жизнь мамы и папы – это целое искусство и этому ребенку еще предстоит научиться.
Детский эгоизм – это ни что иное, как неумение управлять своими эмоциями. “Я хочу, чтобы мама всегда была рядом!” – сейчас для него это главное желание.
Чувство неполноценности, которое испытывает малыш, приводит к неадекватным реакциям (в том числе слезам, истерикам). Дети очень хорошо чувствуют, что родители считают его маленьким, слабеньким, ранимым, с его чувствами не считаются, его обманывают.
В жизни действует закон соответствия, он распространяется и на данную ситуацию. Если родители сами волнуются и боятся расставаний, то ребенок неосознанно копирует их поведение.
Чего нельзя делать?
Родители, не осознавая этого, сами провоцируют ребенка на неадекватное поведение. Прощание для детей – не формальность, а целое событие. Пусть и происходит оно каждую неделю, а то и каждый день. Есть фразы, которые ни в коем случае нельзя говорить ребенку в момент расставания:
* “Если сейчас же не успокоишься, уеду и больше вообще не приеду”
* “Ну пожалуйста, отпусти меня, малыш. Мне и правда уже пора”
* “Как тебе не стыдно! Ты же уже большая девочка (мальчик)!”
* “Ты же сама говорила, что любишь бабушку. Почему же не хочешь оставаться с ней?”
* “Если ты перестанешь плакать, я тебе в следующий раз привезу Барби (транспортера, Лего...)
Ни упреки, ни угрозы не подействуют на малыша. Даже если он перестанет плакать, в душе будет чувствовать обиду, свою ненужность. Поэтому очень важно найти правильные слова и расстаться так, чтобы и вы, и малыш не испытывали ни злости, ни обиды, ни угрызений совести.
Расставание по правилам.
-В момент расставания важно не просто успокаивать ребенка, а сочувствовать ему, находиться в резонансе с его эмоциями. Нужно помнить, что малыш не выводит вас из себя и не испытывает нервы на прочность, а сильно переживает.
-Посадите ребенка на колени или просто прижмите к себе, погладьте по голове и скажите, что вам очень жаль, что он так расстраивается.
-Проговорите вслух проблему. “Тебе так не хочется, чтобы мама уезжала!”, “Ты боишься остаться тут без меня”... Вы поможете малышу научиться понимать и оценивать свои поступки и соизмерять их с эмоциями.
-Вероятно, малыш будет говорить обидные слова в ваш адрес, упрекать, что вы бросаете его... Выслушайте его упреки, но не отвечайте на них. Ребенку важно сейчас выговориться, выплеснуть наружу свои беспокойство и тревогу.
- Придумайте ритуал :
-Для детей очень важен определенный ритм жизни, тогда они чувствуют себя защищенными. Соблюдаете же вы режим дня, учите ребенка правилам поведения в публичных местах, так придумайте и свой собственный ритуал прощания.
Например, посадите ребенка на колени, приласкайте, поцелуйте и тихим уверенным голосом скажите: “Я тебя люблю, малыш. Пока-пока”. Помашите рукой.
-У каждого это будут свои слова и свои жесты. Возможно, в ритуале будут участвовать любимые игрушки. Только мама и папа могут найти самые нужные и важные слова, ведь никто как они, не чувствуют своего ребенка.
-Расскажите малышу, куда вы уходите и когда вы приедете снова. Стройте вместе планы на будущее. Чтобы ожидание для малыша не было тягостным, придумайте вместе интересное занятие.
-И сами не забудьте , когда вернетесь, привезти малышу маленький подарок. Именно маленький (не пытайтесь купить ребенка), просто для того, чтобы малыш знал, что вы все время помнили о нем и не забывали.
(советы давала психолог детского центра «Ладушки» - Мария Цветаева)
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.
Чем богаче и разнообразнее двигательные навыки и умения ребенка, тем легче он осваивает новые, в том числе и артикуляционные движения. Улучшению координации движений (согласованной работы мышц тела) способствует выполнение различных физических упражнений.
Физические упражнения в движении:
• предлагайте ребенку физические упражнения, которые помогут научить выполнять разнообразные команды: подойди, подпрыгни, перепрыгни, пролезь, обойди; попрыгай как зайчик, потопай как мишка.
• научите ребенка играть в «классы». Поощряйте игры со скакалкой, кольцебросом, мячом, кеглями. В процессе таких занятий формируются представления о пространственных отношениях между предметами окружающего мира, развивается способность ориентироваться в окружающем пространстве, что напрямую помогает усвоению логикограмматических конструкций.
Упражнения на развитие мелкой моторики:
Мелкая моторика — точные движения пальцев рук — особенно тесно связана с процессом формирования речи. Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений, обучения различению предметов по форме и цвету необходимы следующие предметы и упражнения.
Предметы для развития мелкой моторики:
Кубики, конструкторы (деревянные, пластмассовые, лего стар варс), мозаики, сборные игрушки (типа «киндер- сюрпризов»), пирамидки, матрешки, головоломки, принадлежности для рисования, лепки, шитья.
Задания помогающие развить эти навыки:
• Поощряйте занятия с этими играми и игрушками.
• Научите ребенка простым навыкам шитья, вышивания.
• Предлагайте нанизывать бусинки, вырезать и наклеивать картинки.
• Разучите с малышом упражнения специальной пальчиковой гимнастики.
• Полезно надавливать пальцами на клавиши музыкальных инструментов и пишущей машинки.
Рисуем, лепим, вырезаем, наклеиваем, конструируем:
Во время этих занятий знакомьте детей с понятиями много—мало, большой—маленький, длинный—короткий, широкий—узкий, высокий—низкий и др. и с предлогами. Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на цветной бумаге (можно на старых обоях). Так ребенок более полно отражает свое эмоциональное состояние. Каждый рисунок постарайтесь превратить в рассказ.
Навыки самообслуживания и бытовые умения. Самостоятельность.
Как правило, родители имеют разные представления о необходимости формировать навыки самообслуживания у детей. Одни считают крайне важным, чтобы ребенок как можно раньше научился все делать сам, другие уверены, что, когда надо будет — научится. В любом случае не надо смешивать бытовые умения и самостоятельность. Ведь самостоятельность — это умение принимать независимое от мнения посторонних решение.
При нормальном развитии не так уж существенно, когда ребенок, например, научится стелить постель. Но в условиях задержки развития обучение бытовым умениям — одно из направлений коррекционного воздействия.
Это способствует:
• пониманию и выполнению инструкций;
• проявлению положительной оценки окружающих;
• повышению самооценки;
• улучшению общей и мелкой моторики.
Во время уборки не просто просите помочь, но и объясняйте, что вы делаете и для чего. Не страшно, если поначалу совок с мусором окажется на стуле, а стол будет вытираться полотенцем. Важно, что у ребенка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле!